Выбор мотошлема

Мотоциклетный шлем — самый главный элемент пассивной безопасности водителя мотоцикла. Именно он сможет уберечь вашу голову в случае аварии или непредвиденной ситуации на дороге. Помимо этого он также защищает вашу голову от дождя, встречного ветра, насекомых, камней, шума и других факторов, которые могут существенно уменьшить комфорт передвижения на мотоцикле.

Однако самой главной задачей мотоциклетного шлема сейчас, как и семьдесят лет назад, остаётся защита головы мотоциклиста в случае аварии.
Грамотно подобранный мотоциклетный шлем способен не только сохранить вам жизнь в случае аварии, но и стать отличным аксессуаром к вашему “мотоциклетному стилю”.
Помните, что голова у мотоциклист одна, поэтому пренебрегать её безопасностью не стоит.
Итак, с чего же начать выбор мотоциклетного шлема?

Во-первых, вам необходимо определить тип мотоцикла, на котором вы будете ездить, а также сделать вывод о типе шлема, который вам подойдет. Каждый из этих видов мотоциклетных шлемов обладает своими достоинствами и недостатками.
Виды шлемов:
Интеграл
Модуляр (flip-up)
Кроссовый шлем (шлем для эндуро)
Открытый шлем (джет)
Каска

Ниже мы рассмотрим каждый из этих видов более подробно.

мотоциклетный шлем интеграл
Шлем «интеграл»

Интеграл, или полнопрофильный шлем, обеспечивает владельцу максимальную степень защиты и минимальное сопротивление воздушному потоку. Он имеет аэродинамический профиль и разработан специально для езды на высоких скоростях, для участия в гонках. Монолитная конструкция шлема защищает не только голову мотоциклиста, но и подбородок. Интерграл также имеет съёмный визор, который предохраняет ваши глаза от песка, пыли, грязи, дождя и насекомых. В зависимости от модели, в шлеме могут быть также встроены солнцезащитный дополнительный визор, гарнитура и т.д. Предпочтение этому типу шлема отдают владельцы спортбайков, и пилоты дорожных мотоциклов. К плюсам данного вида шлемов можно отнести максимально полную защиту вашей головы и высокую степень шумоизоляции (что не мало важно на высоких скоростях), к минусам — нужно его снимать что выпить воды, поговорить по мобильному телефону, в нём довольно мало воздуха для активной езды, например, на эндуро или кроссовом мотоцикле. Даже не смотря на то, что модели последних поколений обеспечены многопоточной вентиляцией — на маленькой скорости в тёплую погоду в этом шлеме довольно жакро.
Шлем Интеграл делится на два типа: шлем для гоночной езды и шлем для туристического или повседневного вождения мотоцикла. Разница между ними не в конструкции оболочки, а в расположении визора. Такое различие обусловлено непосредственно разницей в езде: на спортбайках пилот во время движения, практически лежит на баке, чтобы уменьшить сопротивление встречному ветрку, т.е. обзор дороги происходит из практически лежачего положения. Чтобы улучшить видимость дорогу и сохранить обзорность, отверстие визора располагается немного выше, чем в туристических моделях. Такая конструкция позволяет гонщику не держать в напряжении шею и спину во время езды, чтобы верхняя часть визора не мешала видеть дорогу. В туристических моделях мотошлемов визор, соответственно, расположен немного ниже, чем в гоночных шлемах.
Выбирая гоночный или туристический интеграл ориентируйтесь больше на мотоцикл, на котором вы будете ездить, именно посадка на байк поможет вам определиться с выбором шлема.

Мотоциклетный шлем модуляр
Шлем «модуляр»

Флип Ап (flip-up) или так называемый модуляр получил свое название от английского flip-up, т.е. «откидной». Шлем сохраняет внешний вид и высокую степень защиты интеграла, но благодаря особой конструкции обладает рядом преимуществ.

В данном виде шлемов нижняя подбородочная часть легко откидывается вверх, что решает проблему разговора, приёма пиши или просто курения, т.е. вам не требуется для этих операций снимать шлем.

Модуляр удобен для туристических поездок, подходит для заездов компанией, когда периодически возникает потребность короткого общения или небольших остановок для отдыха, перекура. Пользуется популярностью у мотоциклистов курьерских служб с часто возникающей необходимостью кратких диалогов.

Минусы. К сожалению, модуляр один из самых тяжелых мотошлемов. По уровню шумов во время езды проигрывает интегралу ввиду особенностей конструкции — воздух все же проникает в щели конструкции подъёмного механизма, даже не смотря на качество его изготовления. Также со временем конструкция расшатывается и несколько теряет монолитность.

Кроссовый мотошлем
Кроссовый мотошлем

Кроссовый шлем обладает высокой степенью защиты и разработан для мото-кроссовых гонок. Подчелюстная часть шлема для повышения безопасности дополнительно усилена и сильно выдаётся в перед. Визор как правило отсутствует, шлем предполагает использование защитных очков. На шлеме установлен длинный козырек. Такой шлем как правило отлично продувается, в нём легко дышать, а также не жарко в теплую погоду.

Преимущества. Выдвинутая вперед нижняя часть облегчает дыхание, козырек служит защищитой от солнечных лучей, пыли. Кроссовый шлем имеет хороший обзор. Хорошая продуваемость делает эту модель популярной для кроссовых заездов.

Минусы. По причине того, что визор отсутствует, не сохраняется звуковая изоляция, и нет должной защиты от пыли. На высокой скорости козырек снижает аэродинамические свойства шлема, оказывает большее, чем у интеграла давление на голову пилота, поэтому на скоростях около 100 км/ч водитель мотоцикла не испытывает никакого комфорта. Существуют также варианты кроссового шлема, у которого встроен подъёмный визор. Такой шлем используют многие профессиональные райдеры в ралли или эндуро — он относительно комфортен по уровню шума и обзора.

мотоциклетный шлем джет
Классический мотоциклетный шлем «джет»

Открытый шлем, шлем джет или ¾ — шлем с невысокой степенью защиты, в конструкции которого не предусмотрена нижняя часть, закрывающая челюсть. Лицо защищено стеклом от ветра, дождя, камней, насекомых.

Преимущества. Открытый шлем разработан специально для городской езды на скутерах, чопперах, не быстрых мотоциклах на небольшой скорости. Мотошлем обладает малым весом, хорошо продувается. Шлем обладает прекрасной обзорностью. Конструкция позволяет свободно разговаривать, есть, пить, не снимая шлема. Как правило, открытые шлема отличаются многообразием расцветок.

Минусы. Открытый шлем не защищает нижнюю часть во время падений, а в холодное время года сильно продувается горло.

Мотоциклетный шлем каска
Мотоциклетная каска

Мотоциклетная каска, половинка или ½ – укороченный шлем, самая простая форма шлема для мотоезды, обладающего самой низкой степенью защиты. Боковая часть головы, лицо и подбородок ни чем не защищены. Отсутствует стекло.

Шлем каска рассчитан на небыстрые, вальяжные заезды по городу, и является скорее имиджевым аксессуаром, чем полноценной защитой.

Стандарты безопасности мотоциклетного шлема

После того, как вы выбрали подходящий для себя и своего мотоцикла вид шлема, стоит задуматься о модели и производителе. Дешевые, некачественные модели шлемов могут не только доставить вам массу неудобств, но и не защитить вашу голову в непредвиденной ситуации. Бывали случаи, когда только что купленный дешевый мотоциклетный шлем падал просто с бака мотоцикла и раскалывался на двое. Это как нельзя лучше иллюстрирует качество изготовления некоторых моделей мотоциклетных шлемов. Поэтому доверять стоит только надёжным и проверенным брендам.
Любой шлем, как средство защиты, в каждой стране подлежит обязательной сертификации. При покупке нужно быть готовым, что этих стандартов великое множество. Традиционно многие опытные мотоциклист пользуются британским рейтингом SHARP (http://sharp.direct.gov.uk/search/), европейскими стандартами безопасности ЕЭК 22.05 (маркировка E_цифра страны), американским DOT и Snell. Если шлем имеет одну из перечисленных маркировок, то можно быть уверенным, что как минимум одну функцию защиты головы он выполняет. А это самое главное.
Американские стандарты довольно близки между собой по требованиям и требуют от мотошлемов определенные энергопоглощающие свойства при внешнем ударном воздействии, защиту от проникновения внутрь шлема посторонних предметов и надежное крепление на голове. Европейский стандарт ECE, а именно ECE 22.05 общепризнанно считается более требовательным к конструкции шлемов. Испытания по нему проводятся с учетом различного возможного веса головы и ее размера, что предъявляет к производителям требование обеспечить идентичную степень защиты для различных размеров и веса головы, в то время как в DOT это не контролируется, а в Snell моделируются испытания с головой разного размера, но одинаковым весом. Таким образом, стандарт ECE в большей степени отражает реальные условия эксплуатации шлемов и гарантирует одинаково высокую степень защиты, что в шлемах размера XS, что в XXL.
Здесь стоит заметить, что мотоциклетный шлем не является многоразовым. Основная его цель — минимизировать последствия аварии для головы водителя мотоцикла. Даже не смотря на то, что в конструкциях современных шлемов используются современные материалы, они не позволяются использовать его дважды. Это обусловлено тем, что верхний материал скорлупы поглощает и равномерно распределяет силу удара по всему шлему. Поэтому особенно в композитных материалах, таких как корбон или кевлар (также могут используются поликарбонат, фиберглас и т.д) появляются микротрещины от сильного воздействия и они теряют свою изначальную прочность. По этой же причине не стоит покупать бывший в употреблении мотошлем.

Выбор мотошлема

Чтобы правильно выбрать размер мотошлема, его нужно примерить. Многие интернет-магазины предлагают измерить окружность головы за ушами и заказать соответствующий размер. Но это не есть правильный вариант. Лучшим способом подобрать себе отличный и удобный шлем, будет примерка его перед покупкой. Застёгнутый мотошлем должен плотно сидеть на голове, но не сдавливать череп, челюсть, виски. Он также ни в коем случае не должен болтаться, прокручиваться на вашей голове. В магазине попробуйте несколько моделей разных производителей. Бывает так, что один и тот же размер шлема у разных производителей сидит на голове по разному — где-то больше места для ушей, где-то для челюсти и так далее. Правильно выбранный по размеру и застёгнутый мотошлем гарантирует вам то, что он не слетит во время падения и отработает всю потраченную на него сумму до последнего цента.