Мотоэкипировка в мотокроссе

Для многих из нас мотокросс остаётся терра-инкогнито в мире мотоспорта. Хотя в советские времена он был крайне популярен, и в практически во всех небольших городах были клубы и свои трассы. Но времена меняются, этот вид спорта был предан забвению…

Однако сейчас мотоспорт набирает популярность и у него появляется своя аудитория — если ещё пару лет назад на соревнования по мотокроссу зрителей приходило пару сотен — то теперь дела обстоят иначе: у него появляются свои поклонники. А посмотреть, скажем вам, есть на что. Чего только стоят прыжки на кроссовых мотоциклах, от которых захватывает дух! Мотоциклист в взмывает в воздух на несколько метров и пролетает над головами зрителей на огромной скорости! и на нём нет практически никакой защиты, кроме, пожалуй, кроссового шлема!
Однако это не совсем верно, защита на спортсмене все же есть. Давайте разбираться какая именно.

Кроссовый мотошлем
Кроссовый мотошлем

Первое что бросается в глаза — это специальный мотошлем. Он имеет особую конструкцию и разработан для использования с кроссовой маской — очками. К его особенностям от обычного мотошлем можно отнести:
— сравнительно лёгкий вес;
— отличную вентиляцию;
— выдающийся подбородок для большей защиты лица гонщика;
— козырёк шлема (защищает не только от солнца, камней и грязи, летящих от колес других гонщиков, но при падении он также складывается и защищает лицо — последнее, впрочем, в теории)
— низкие аэродинамические свойства, благодаря пунктам перечисленным выше;
— съёмные внутренние подкладки — для того, чтобы после гонки или тренировки его можно было помыть и постирать.

Очки-маска для мотокросса
Очки-маска для мотокросса

Помимо мотошлема на гонщике одеты специальные очки — линзы в них имеют разную тонировку, коэффициент преломления, крепления для наклеек (которые гонщик отрывает, как только загрязняются очки). Очки отлично продуваются, чтобы даже в холодное время года они не запотевали, на резинке также имеется специальное резиновое напыление, чтобы исключить соскальзывание с мотошлема.

Защита шеи, так называемый "мотокроссовый ошейник"
Защита шеи, так называемый «мотокроссовый ошейник»

Далее на спортсмене, как правило, располагается кроссовый ошейник — или, иначе говоря, neck brace. Ещё один элемент пассивной защиты, призванный защитить шею (как это видно из его названия) и в некоторой степени предотвратить перелом ключицы и костей верхнего плечевого пояса мотошлемом.
Опасности, которые могут поджидать спортсмена в гонке, довольно красноречиво демонстрирует следующая схема:

Травмы шеи в мотокроссе
Травмы шеи в мотокроссе

Или же в процентном соотношении:

Травмы шеи в мотокроссе
Травмы шеи в мотокроссе
Джерси и мотоштаны
Джерси и мотоштаны

Прежде чем рассматривать дальнейшую экипировку мотокроссмена, хотелось бы обратить внимание на его внешний вид: мотоштаны, майку (джерси) и мотоперчатки. Помимо отличного эстетического удовольствия, размещения рекламы, она ещё помогает сориентироваться гонщику: в пыли заезда иногда ничего не видно даже на пару метров перед собой. Поэтому яркие цвета — must have для кроссовой формы. Ткань крепкая на разрыв, отлично вентилируется, стирается не теряя свои цвета. Мотоштаны усиливаются специальными вставками, чтобы они не протирались о бак и не прогорали о систему выпуска отработавших газов. Мотоперчатки, по большому счету, защищают руки от мозолей, а также не дают соскакивать кистям и пальцам с органов управления мотоциклом.

Кроссовый панцирь
Кроссовый панцирь

Под джерси (или на ней) на спортсмене находится кроссовый панцирь — это защита грудной клетки и спины мотоциклиста. Также иногда на панцирь крепится защита плеч и бицепсов. Хочется отметить, что несмотря на внушительный внешний вид и прочный пластик, производитель гарантирует защиту только от небольших, летящих из-под колес мотоцикла другого гонщика, камней. То есть, ни о какой защите от прямых ударов речи нет… в любом случае, лучше с ней, чем без нее.

Защита локтя
Защита локтя
Почечный пояс мотокроссмена
Почечный пояс мотокроссмена

Локти гонщика защищают специальные налокотники, которые тоже одеваются под джерси. На поясе, под кроссовым панцирем, расположен почечный пояс (kidney belt) — он затягивается сравнительно туго. Это обеспечивает покой внутренних органов, а также минимизирует риск возникновения грыжи от сильных ударов. Под мото штанами, профессиональные гонщики носят специальные “бронетрусы”, которые имеют защитные вставки, предохраняющие от камней и ударов.

Защита таза для мотокроссмена
Защита таза для мотокроссмена

Но конечно же, основная масса ударов, повреждений приходится на нижние конечности мотокроссмена. Именно по этому очень важно защитить коленный сустав специальными наколенниками. Они могут быть как монолитными, так и шарнирными. Это зависит и от удобства, и от цены, и от предназначения. Щитки наколенников вставляются под  мотобот, обеспечивая таким образом “монолитность” конструкции и исключая возможность проворачивания щитка при ударе.

Защита колена
Защита колена
Кроссовые мотоботы
Кроссовые мотоботы

Мотоботы — одна из важнейших частей мотоэкипировки профессионального спортсмена как в кроссе, так и в эндуро. На голеностоп приходится основная нагрузка, а следовательно и количество травм. Очень важно обеспечить им безопасность при поворотах, разворотах, прыжках, поэтому кроссовые мотоботы делаются из очень толстой кожи, пластика, резины и металла. Трасса для гонок — это не чистый грунт или просеянный песок — на ней могут встречаться не только мелкие, но и довольно крупные камни. Поэтому на носке ботинка делают специальный металлический отбойник, подошву укрепляют продольными металлическими пластинами для продольной жесткости, а крепления на ботинке, надежно фиксируют его на ноге.