Типы мотоциклов и их классификация

Если у вас большой опыт вождения байка, то скорее всего вы уже знаете большинство типов мотоциклов и на какой-то части из них вы уже явно ездили. Поэтому данная статья в первую очередь будет интересна тем, кто только начинает покорять мир двухколесной техники.

Прежде чем выбрать мотоцикл для новичка, необходимо учесть несколько важных факторов:
а) бюджет
б) вид мотоцикла
в) назначение мотоцикла и цель его покупки.
Именно от ответов на эти вопросы будет зависеть ваш стиль «мотожизни»: часто бывает так, что выбирая тот или иной тип мотоцикла, его хозяин начинает по другому смотреть на обыденные вещи. Таким образом меняется уклад жизни, мировоззрение, появляется новый круг знакомств.
Если ответы на эти важные вопросы уже у вас сформировались, то можно, пожалуй, переходить к другой фазе — изучения теории, а именно типов двухколесных транспортных средств.
Предлагаем вашему вниманию следующую классификацию мотоциклов.

Классический мотоцикл

Самый первый мотоцикл, классической конструкции — минимум пластика, головной свет, стандартная прямая посадка, стандартный угол поворота руля. В целом, все то, что принято называть классикой. Яркий представитель HONDA CB750.

Классический мотоцикл
Классический мотоцикл

Чоппер

Мотоцикл, который имеет большой вынос переднего колеса, громкий, “благородный выхлоп”, высокий руль. Такие мотоциклы, как правило, имеют небольшую максимальную скорость, обилие хромированных деталей, эксклюзивную графику, встроенные музыкальные колонки, багажные сумки. Они скорее имею более статусных характер, нежели практический. Водители таких мотоциклов в основном состоятельные люди, которые никуда не спешат, поэтому проезжают по улицам городов не спеша и ловя взгляды окружающих. Конструктивно, данные байки обычно (но не всегда) имеют маленькую фару (или фары), небольшой бензобак, рассчитаны на одно водителя.

Мотоцикл чоппер
Чоппер

Круизер

Прекрасный мотоцикл для путешествий, загородных поездок. Благодаря своему довольно большому весу, по дороге он едет “как влитой” — на скорости он прекрасно управляется, его не сдувает с траектории, двигатель имеет достаточную мощность. В целом, байки этого вида обычно отличаются своей надежностью и комфортом: удобная прямая посадка, широкое сиденье, ветровое стекло, багажные кофры, большой бензобак. Большинство круизеров рассчитаны на комфортное путешествие вдвоем с пассажиром и багажом. Однако мотоцикл не предназначен для движения все асфальта — это запретная территория для этого туристического мотоцикла. Конечно, и на нем можно попробовать проехать по гравийной дороге, но удовольствия это принесет мало.

мотоцикл круизер
Круизер
Спортивный (супер-спорт) мотоцикл

Спортбайки — самые быстрые из всех представленных здесь мотоциклов. Обычно спорт и супер-спорт отличают только по мощности и объёму двигателя. У первых это 600, 750 куб.см, у вторых — от 1000 куб.см. Данные мотоциклы имеют малый вес, а следовательно огромную удельную мощность — они способны развивать скорость в 100 км/ч менее, чем за 3 секунды, а следующее 100км\ч ещё через 7 секунд. Максимальная скорость их достигает 300 км/ч. Посадка у этих байков лежачая, так называемся “поза зародыша” — гонщик лежит на баке, колени подогнуты, локти по сторонам бензобака. Принесенные в жертву в угоду мощности и скорости на мотоцикле не установлена, как правило, центральная подставка, нет возможности прикрепить подставки для багажных кофров, при наличии места для пассажира езда вдвоём не доставляет комфорта. Мотоциклы этого типа имеют средний по объему бензобак около 18 литров, пластиковый обвес, жёсткие подвески, малый угол поворота руля. Они предназначены сугубо для движения по асфальту, поэтому даже гравийное или грунтовое покрытие дороги является для них серьезным препятствием, а малый дорожный просвет не позволит вам заехать на бордюрный камень. Путешествовать на таком байке из-за неудобной посадки довольно проблематично, хотя были прецеденты.

Спортбайк
Спортбайк
Спорт-турист (или туринговый мотоцикл)

Внешне очень похож на спортивный мотоцикл. Отличается подвеской, центральной подставкой, возможностью крепежа рамки для кофров, прямой посадкой водителя, широким сиденьем.
Двигатели этих байков обладают достаточной мощностью, чтобы поддерживать крейсерскую скорость в 160 км\ч и отлично чувствовать себя в дорожном потоке на автобане. Подвески, как правило, более мягкие чем в спортбайке, что позволяет меньше подпрыгивать на неровностях. Максимальная скорость колеблется около 250 км\ч.

Мотоцикл спорт-турист
Мотоцикл спорт-турист
Стантовый мотоцикл

Мотоцикл для трюковой езды. Обычно это серийный спортбайк переделанный под определённые нужны — езда на заднем или переднем колесах, стоппи, бёрнаут. Так как во время тренировок и выступлений байк падает десятки раз, на нем отсутствует часть пластика, фары, имеется развитая защита двигателя и узлов мотоцикла. Как правило это не транспортное средство, а спортинвентарь, т.е. передвигаться по дорогам общего пользования ему запрещено согласно ПДД.

Стантовый мотоцикл
Стантовый мотоцикл
Эндуро (лёгкий и тяжёлый, soft и hard эндуро)

Универсальный мотоцикл для асфальта и бездорожья. Что-то среднее между кроссовым мотоциклом и мотардом. В отличие от первых, на них установлены светооптика, спидометр, тахометр, они предназначены для движения по дорогам общего пользования. Байки специализированы для путешествий в суровых условиях, они ремонтопригодны  и надежны. Большой ход передних подвесок позволяет перепрыгивать поваленные деревья и камни, но максимальная скорость, как правило невелика — около 180 км\ч (для тяжёлых эндуро). На мотоциклах данного типа можно устанавливать кофры, ездить по плохому и очень плохому дорожному покрытию. Разделяют лёгкие от 125 куб.см и тяжёлые эндуро от 600 куб.см.

Мотоцикл Эндуро
Мотоцикл Эндуро
Кроссовый мотоцикл

Спортивный инвентарь, мотоцикл, который не предназначен для движения по дорогам общего пользования. Его стихия — гоночный трек, поля, горы или леса. Имеют лёгкий вес, большую мощность, высочайшую ремонтопригодность и малый ресурс двигателя. Он максимально облегчен — на нём отсутствует все лишнее, что мешает в гонке: оптика, подножка, центральная подставка, зеркала заднего вида, на многих моделях нет электростартера (есть кик-стартер). На мотоцикле большую часть времени передвигаются стоя, а узкое сиденье используется только для небольшого отдыха или для перемещения центра тяжести. Мотоцикл предназначен только для одного человека — гонщика. В качестве средства для передвижения он малопригоден благодаря небольшому ресурсу, а на асфальте кроссовые покрышки имеют недостаточный коэффициент сцепления.

Кроссовый мотоцикл
Кроссовый мотоцикл
Триальный мотоцикл

Спортивный инвентарь, не предназначенный для дорожного движения. На нем не установлены светоприборы, он имеет малый вес, большой ход подвесок, сиденье видоизменено ввиду того, что на нём практически не сидят, а спортсмен балансирует на подножках.

Триальный мотоцикл
Триальный мотоцикл
Мотард (супермото)

Среднее между кроссовым мотоциклом и эндуро. Предназначен для дорог общего пользования. Имеет лёгкий вес, покрышки слики (без шашек), более широкое, чем кроссовое сиденье, большой ход подвесок (более мягких, чем в кроссовом байке), светооптику, электростартер, больший ресурс двигателя как у эндуро.

Мотард
Мотард
Кастом

Как и чоппер, мотоцикл является больше произведением искусства, нежели средством передвижения. Порой в жертву эстетики принесено удобство передвижения на данном мотоцикле. Его отличает от серийных моделей оригинальный индивидуальный дизайн, ручная или мелкосерийная сборка. Как правило существуют в единственном экземпляре и собираются на базе двигателя и (или) рамы серийного мотоцикла.

Кастом
Кастом
Питбайк

Мотоцикл, который имеет малый вес и размер, но конструктивно не отличается от своих старших моделей. Как правило это спортинвентарь — на пит-байках также как и на кроссовых мотоциклах устраивают соревнования и заезды. Подробнее про этот вид техники можно почитать в этой статье.

Пит-байк
Пит-байк