Мотошколы в США: программа подготовки

«Мотоциклистами не рождаются — ими становятся» — это утверждение верно для 99% процентов водителей двухколесного транспортного средства. От того, как и какие навыки управления мы получили при обучении вождению мотоциклом будут зависеть наше здоровье, наша жизнь и в той или иной степени безопасность окружающих. Поэтому хорошая подготовка на начальном этапе безусловно имеет огромное значение в будущем. В статье про выбор первого мотоцикла мы уже писали про нововведения, которые ожидают всех любителей байков в следующем году. Можно утверждать практически стопроцентно, что требования к подготовке водителей мотоцикла усилятся. В рамках этого, мы решили проанализировать программу подготовки водителей двухколесного транспортного средства в США. Если отбросить все бюрократические моменты, то вывод напрашивается сам собой…

Водить мотоцикл научат с нуля

В рассматриваемой нами «Модели национального административного стандарта для государственной программы подготовки мотоциклистов», одном из важных нормативных документов, который регламентирует многие аспекты деятельности мотошкол и частных инструкторов, мы обнаружили ряд интересных моментов. Мотоцикл — он и в Америке мотоцикл, поэтому данные аспекты будут одинаково актуальны и для наших реалий.

Документ состоит в общей сложности из рекомендаций, регламентов и основных требований.Программа подготовки водителей мотоциклов помимо всего прочего включает в себя следующие главы (вспомните, уделялось ли этому внимание в вашей мотошколе:) :
1. Подготовка мотоцикла перед поездкой;
2. Контроль навыков управления мотоциклом;
3. Дорожная стратегия;
4. Навыки управления мотоциклом на дороге;
5. Вопросы, связанные с перевозкой пассажиров, груза, ездой в колонне, путешествиями;
6. Факторы, негативно влияющие на способность водителя управлять мотоциклом.

Что интересно, но главы «Медицинская подготовка» в ней нет. С чем это связано, ответа, к сожалению, мы не имеем. Но даже в мотошколе, в которой обучался автор этой статьи, инструктор по мед.подготовке говорил: «Главное — не навреди».
обучение вождению мотоцикла
Сама по себе, данная программа не может достичь высоких показателей в подготовке водителей мотоциклов, поэтому вместе с ней существует ещё целых ряд руководств, брошюр, тестов, квалификационных экзаменов и тренингов, которые призваны увеличить уровень знаний начинающих мотоциклистов.
Данная программа даёт также толкование терминов, устанавливает перечень необходимых навыков, которыми должен обладать водитель мотоцикла, регламентирует их подготовку.

Например, она ограничивает количество студентов на теоретических занятиях — всего 36 человек в классе могут одновременно слушать преподавателя. На практических занятиях на двоих инструкторов должно приходиться не более 12 студентов, а максимальное количество человек, которых обучает один практический инструктор не должно превышать 8.

Также определённые требования предъявляются и к площадке для практических занятий на мотоцикле:
Стандартная площадка должна быть не менее 36м*67м со свободной от езды зоной в 6 м. Причем заниматься на ней могут только то количество студентов, на которых приходится не менее 17 погонных метров площадки. Также в на площадке должны быть доступны пожарный огнетушитель и аптечка первой помощи.

Интересно также, что самой программой регламентируется и, казалось бы очевидные моменты — минимум один мотоцикл должен приходиться на каждого студента, который обучается на практическом занятии на площадке. Все мотоциклы должны быть предназначены для дорожного использования «с завода», т.е. не допускается адаптация, например, кроссового мотоцикла к практическим занятиям. Также они должны быть технически исправны и безопасны. У нас же главное требование, чтобы был техосмотр…

Требования в экипировке мотоциклиста

Американская программа подготовки мотоциклистов также устанавливает обязательные минимальные требования к экипировке начинающих байкров:
1. Интегральный или шлем три-четверти (джет) с сертификатом DOT в хорошем состоянии.
2. Защита глаз — визор, очки.
3. Мотоперчатки — кожанные или текстильные, которые покрывают всю ладонь и пальцы.
4. Куртка или рубашка с длинным рукавом в соответствии погодным условиям.
5. Штаны, которые полностью покрывают ноги.
6. Ботинки, кроссовки, берцы или мотоботы.

Инструктор по вождению мотоцикла

Инструктором в мотошколе стать в США не так-то просто. Во-первых нужно соответствовать минимальным требованиям, установленными программой (читай — нормальным требованиям):
1. Соответствующая категория водительского удостоверения;
2. Отсутствие судимостей;
3. Психическое и физическое состояние;
4. Соответствующее образование;
5. Возраст;
6. Он должен водить мотоцикл, т.е. ездить на нем постоянно;
7. Должен пройти аттестацию и сертификацию.
Мотошкола

Некоторые особенности правил дорожного движения для мотоциклистов

Кстати, если вы стали водителем мотоцикла в США, вам также стоит знать, что в большинстве штатов существуют законы, требующие, например, водителю байка иметь не только шлем, но и предусмотренную конструкцией защиту глаз — очки или визор. В порядке исключения, это не распространяется на мототехнику с большим ветровым стеклом (например, круизер или большой эндуро мотоцикл).

В большинстве штатов требуются именно те мотошлемы, которые соответствуют возрасту пассажира (водителя), а за отсутствие его предусмотрены штрафы вплоть до 500$ (в зависимости от конкретного нарушения, штрафа и т.д, в среднем — 50$). Помимо этого, в законах нередко прописываются ситуации, когда мотошлем можно не использовать: например, в Миссисипи или в Нью-Йорке можно ездить без мотошлема, только когда участвуешь в параде и вы не едете более 30 миль в час. Там же, в городе большого яблока, за отказ в использовании мотошлема вас могут посадить в тюрьму. Правда, не более, чем на 30 дней.
Однако в том же Техасе, если вам больше 21 года, вы закончили курсы по безопасному вождению мотоцикла и у вас есть специальная страховка, езда без шлема разрешена…

 

Материал подготовлен на основе источников:
Департамент транспорта США
Национальная администрация дорожной безопасности Соединенных штатов Америки
www.nhtsa.gov