Спидвей — классика мотоспорта

Спидвей — один из старых добрых классических видов мотоциклетного спорта. Сам термин «Speedway» — дословно переводится с английского как «скоростная дорога» или «скоростной путь». Отличительной особенностью от мотокросса или шоссейно-кольцевых мотогонок является наличие овальной траcсы с гаревым (реже ледовым) покрытием.

Почему это классический вид мотоспорта? Да по тому, что если верить легендам, то езда на мотоцикле по эллипсоидной трассе зародилось тогда, когда несколько пытливых умов из разных частей света — Соединенных Штатов Америки и Австралии — практически одновременно решили пробовать прокатиться на байке по ипподрому. Конечно, владельцам этих самых беговых дорожек для лошадей не сильно нравилось, когда грунтовое покрытие стали разбивать мотоциклетные шины. Но предприимчивые люди поверили в коммерческий успех и уже первые соревнования по этому виду спорта прошли в 1923 году в Австралии. Конечно, это всего лишь одна из легенд — по другой версии первым был именно уроженец Новой Зеландии Johnnie Hoskins и тренировался он не на ипподроме, а на уже специально подготовленной трассе. В любом случае, факт остаётся фактом — спидвей сформировался в промежутке между двумя мировыми войнами : уже в 1936 — состоялся первый чемпионат мира по этому виду спорта.  Традиционно, самые сильные гонщики — представители Британии, Швеции, Австралии, Дании, Польши, России и Германии.

Гонки Спидвей - классика мотоспорта

Что такое спидвей для обывателя? Только факты.

Во-первых, это мотоциклы, которые не имеют тормозов. Во-вторых: 500 кубовые байки имеют всего одну передачу и заправляются специальным топливом, благодаря которому они могут ускоряться до 100 км/ч быстрее чем Формула 1. В-третьих: для прохождения поворотов на большой скорости, гонщикам приходится открывать газ на полную, чтобы войти в контролируемый занос.

Мотоциклы работают на метаноле (спирте), бака которого хватает только на одну гонку. Эти спортивные снаряды могут развивать скорость до 140 км\ч, а ускоряться с места до первой сотни менее чем за 3 секунды (обычно за 2,5-3 сек.). Спортсмены облачены в специальную кевларовую экипировку, которая способна защитить от легких травм ввиду того, что падения и аварии не редкость на треке. Помимо этого, водитель мотоцикла носит специальные мотоботы, один из которых (левый) имеет стальную колодку. Это создано для того, чтобы он в повороте спортсмен мог без риска для здоровья выставить ногу и создать дополнительную опору.

Гонки Спидвей - классика мотоспорта

Трек и принцип гонок.

Длинна овальной трассы регламентирована международной федераций мотоспорта FIM в пределах 260-425м. Обычно её протяжённость составляет около 300 метров и обусловлена только стадионом, где проходят соревнования (ширина прямого участка должна быть не менее десяти метров, а на поворотах — 14 и более). Движение осуществляется против часовой стрелки. Одновременно на трассе могут соревноваться от 2 до 6 гонщиков, которым нужно проехать 4 круга. У каждого гонщика отмечена своя дорожка, при преднамеренном пересечении которой, спортсмен дисквалифицируется. Средняя скорость участников на круге составляет 70-80 километров в час, но порой на прямых она доходит и до 110 км\ч. Соревнования по спидвею проходят в классах 500 куб.см — взрослые, 250 и 125 куб.см — юношеские.

Спидвей снискал свою популярность в мире  по разным причинам: во-первых, это относительная простота трассы — для проведения соревнований не нужно строить специальный трек как для MOTO GP или мотокросса; во-вторых, за  зрелищность мероприятия — зрители на трибунах видят всю гонку целиком, потому что она проходит на стандартном стадионе. Наибольшее распространение этот вид спорта получил в Западной Европе, Северной Америке и Австралии.

На территории нашей восточной соседки — России — большее распространение получил спидвей на льду — для него используются подобные мотоциклы, но с более развитыми обтекателями  и шипованными колесами.

Гонки Спидвей - классика мотоспорта

Особенности мотоциклов для спидвея:

1. Газ это единственный способ контроля на байке. т.к. они имеет всего одну передачу. Сцепление здесь нужно только для того, чтобы стартовать. Тормоза у этого мотоцикла не предусмотрены.
2. На рукоятке руля установлен — «ДВИГ-СТОП» — небольшая петля, в которую пропускается запястье правой руки гонщика. Если спортсмен падает, то он выдергивая шнурок, автоматически глушит двигатель.

Сцепление мотоцикла для спидвея
3. Сухое сцепление — это самая индивидуальная часть мотоцикла для спидвея. Каждый гонщик тратит много времени, сил и денег на то, чтобы настроить свой идеальный вариант. Некоторые любят жёсткие настройки, при которых со старта задирается переднее колесо; некоторые более мягкое, которое позволяет прогрессивно ускоряться.
4. Мотоциклы имеют только одну фиксированную передачу. Количество зубьев задней звезды варьируется в пределах от 63 до 54. Гонщики могут менять её  в зависимости от состояния трека даже от заезда к заезду: чтобы её снять нужно открутить всего 3 болта. У профессионалов эта процедура занимает меньше пяти минут.
5. Глушитель — по требованиям международных регламентов громкость выхлопа ограничена 96 децибелами. Существует только два производителя поставщика- Jawa и King. 99% гонщиков используют модели от последнего производителя.

мотоцикл для спидвея
6. Специальный задний грязезащитный щиток, разработанный Барри Бригсом, позволил сделать этот вид спорта более зрелищным: гонщики смогли ехать ближе друг к другу, не опасаясь поймать летящий из под колес крупный камень. От этого выиграли также и зрители — теперь грязь не могла перелететь ограждение трассы.
7. Двигатель. Существует всего два известных производителя двигателей для мотоциклов спидвея — это GM и Jawa. Самый распространенный — четырехтактный — объёмом 500 кубических сантиметров. Эти силовые агрегаты имеют воздушное охлаждение, электронное зажигание, мощность 80+ лошадиных сил и
работают на чистом этаноле до 11 000 оборотов коленчатого вала в минуту. Расход топлива с такой мощностью и объёмом — 3,5 км на 1 литр (5 миль/галлон). Если учесть, что один британский галлон (это 4,5 литра) стоит 15 фунтов, то получается совсем не дешево. Но этого того стоит — мотоцикл имеет просто взрывной характер.
8. Карбюратор и фильтр нулевого сопротивления. Существуют три производителя карбюраторов для мотоциклов в спидвее а) BZ  б) Michael Blixt  б) Finn Jenson. Все они отличаются разными жиклерами и характеристиками. Поэтому подбор их происходит индивидуально. Большинство гонщиков мирового класса на западе используют Michael Blixt.
9. Мотоциклы имеет самый минимальный вес, поэтому топливный бак вмешает в себя небольшое количество этанола, достаточное только для того, чтобы проехать один заезд в 4 круга.

Гонки Спидвей - классика мотоспорта
10. Сцепление в мотоцикле сухое и расположено слева по ходу движения. Главная передача от двигателя на сцепление осуществляется посредством цепи. Другой приводной цепью крутящий момент передаётся на звезду заднего колеса. Если вы заметили, то гонщики перед стартом кладут свой мотоцикл на правую подножку и дают заднему колесу свободно вращаться — они это делают специально для того, чтобы охладить сцепление. После гонки оно настолько горячо, что порой его нужно специально охлаждать.
11. Передняя подвеска имеет только два резиновых демпфера по обеим сторонам вилки. Это единственная подвеска мотоцикла, т.к. задняя часть байка — жёсткая для того, чтобы проходить в заносе повороты.
12. Минимальный вес мотоцикла, ограниченный международной федерацией мотоспорта — 77 км. Соответственно практически все производители стремятся к этой цифре.

Блиц:
Как же тормозят эти мотоциклы для спидвея если у них нет тормозов? Ответ прост: двигателем. Иными словами, если спортсмену необходимо замедлиться, он просто прикрывает дроссельную заслонку.

Почему этот вид спорта называется  «гаревый спидвей»? Исторически, покрытие трека было сделано из отходов металлургической промышленности – гари, шлака и золы.

Гонки Спидвей - классика мотоспорта

 

Добавить комментарий