Защита шеи мотоциклиста

Экипировка для мотоциклиста — это сейчас не просто дань «мотостилю», а жизненно важная необходимость. Не нужно иметь огромный опыт вождения байка для того, чтобы сказать — защита шеи способна сохранить вашу жизнь, здоровье и кошелек. Поэтому в этой статье разбираемся, для чего нужен  данный элемент экипировки и в каком виде мотоспорта востребован.

Дисклеймер: Помните, что езда на мотоцикле — отличный вид времяпрепровождения, но в то же время, это занятие может быть крайне опасным. Поэтому всегда одевайте качественную и подогнанную должным образом мотоэкипировку. Помимо этого, ответить на вопрос «использовать или нет защиту шеи при езде на мотоцикле» придется вам самим.

Ещё в прошлом веке, встретить подобный элемент защитной экипировки на мотоциклистах было практически нереально. Не было технологий и необходимых исследований. Сегодня купить защиту шеи можно очень легко: достаточно просто зайти в магазин мотоэкипировки. Но многие начинающие мотоциклисты (и не только начинающие) задаются вопросом: для чего же нужен сей девайс? Давайте разбираться.

Мотокросс, спортбайк, мотофристайл, эндуро, стантрайдинг, фрирайд, супермото, эндурокросс, спивей — список видов мотоциклетного спорта постоянно расширяется. Модифицируются и усовершенствуются байки, а значит раздвигаются границы возможного. Безусловно, мотоспорт опасен в целом. Однако, как и любой вид спортивной деятельности, каждое его направление имеет свои характерные опасности и травмы.

Защита шеи мотоциклиста Leatt
Защита шеи мотоциклиста Leatt Lite

Но, несмотря на то, что защита шеи мотоциклиста создана для минимизации последствий аварии, применяется она далеко не во всех видах спорта.
Чтобы разобраться, когда её использование наиболее наиболее актуально, давайте рассмотри типичные травмы мотоциклистов всех «мастей»:

  • травма головы
  • перелом позвоночника
  • разрывы и ушибы внутренних органов
  • перелом рёбер
  • переломы и отрыв конечностей
  • так называемая «асфальтная болезнь»

Это самые общие травмы, которые так или иначе случаются постоянно. Хотим мы того или нет — гравитация побеждает всегда.
Если рассматривать этот вопрос более детально, то пул типичных травм выглядят следующим образом:

  • травма запястья
  • травма локтевого сустава
  • травма коленного сустава
  • «контузия» плеча
  • травмы стопы и голеностопного сустава
  • травма позвоночника

Именно последний пункт наиболее опасен из всех перечисленных, так как несмотря даже на застегнутый мотошлем, шейный отдел позвоночника остается незащищенным. А под действием инерции (когда мотоциклист резко останавливается) может произойти «хлыстовой» удар — голова, облаченная в мотоциклетный шлем, резко «кивает». Это явление мы можем наблюдать на следующей красноречивой иллюстрации.

Типичная травма шеи в мотоспорте
Типичная травма шеи в мотоспорте

В каких вида спорта используется защита шеи?

В мотоциклетном спорте этот вид пассивной безопасности нашёл свое применение прежде всего в: мотокроссе, ралли, эндуро (кроссэндуро, хардэндуро и т.д.). Словом в тех видах спорта, где наиболее вероятны серьёзные и резкие падения с высоты (например, с трамплина). Однако зачастую  в регламентах соревнований делают этот элемент кроссовой мотоэкипировки необязательным, т.е. ответственность за использование защиты шеи возлагают на мотоциклиста. В показательных выступлениях мотофристайлисты тоже пренебрегают данным элементом пассивной защиты. Но это обусловлено скорее необходимостью — в полете ничто не должно сковывать движения.

Защита шеи мотоциклиста — для чего она нужна?

Ответ казалось бы лежит на поверхности — чтобы предотвратить перелом шейного отдела позвоночника. Однако, это только часть функций. Дополнительно, защита шеи помогает предотвратить или минимизировать вероятность перелома ключицы и костей верхнего плечевого пояса мотошлемом. Да-да, именно он в мотокроссе довольно часто служит причиной этих травм благодаря своему весу, поэтому чем легче шлем — тем меньшей кинетической энергией обладает голова мотоциклиста.

Это короткое видео наглядно демонстрирует всю серьезность падений в мотокроссе.

Травма спинного мозга или травма позвоночника?

Для начала, давайте разберемся: позвоночник — это 32-34 позвонка, которые поддерживаются дисками, ребрами, мышцами и связками. Он состоит из 5 отделов, и только на шейный приходится 7 позвонков.

Другими словами, позвоночник — это достаточно «крепкий» каркас, в котором находится спинной мозг. Он в свою очередь, тот  представляет из себя «хрупкую» нервную ткань со спинномозговой жидкостью. По словам доктора Криса Леатта (Dr. Leatt), спинной мозг представляет из себя «зубную пасту в пластиковом контейнере».

Очевидно, что травмы позвоночника, не всегда приводят к травме спинного мозга. По статистике лаборатории Leatt — только каждая пятая травма позвонков заканчивается таким образом. Но даже не смотря на это, травма спинного мозга может произойти и без перелома позвоночника. Чрезмерный изгиб шейного отдела может служить причиной разрыва нервных окончаний и серьёзных последствий. Кроссовый «ошейник» создан для того, чтобы уменьшить угол сгибания шеи и уменьшить скорость инерционного движения головы. Иными словами — предотвратить эти последствия и сохранить наше здоровье.

В 2000 суперкроссмен Джимми Баттон во время тренировочного заезда при прохождения волн вылетел через руль и буквально «воткнулся» головой в очередное препятствие. От удара его шлем вместе в головой отклонился слишком далеко назад. Он не использовал тогда защиту для шеи и позже  описал это так: «это было похоже на то, что как будто бы кто-то тебя ущипнул и ты вмиг стал глухим и холодным. Возможно, если бы я одел ошейник — то отделался бы только головной болью». Он получил достаточно серьезную травму шейного отдела позвоночника.

Мнения

Некоторые исследования, в которых отражены рассматриваемые нами мотоциклетные травмы, приводят статистику, что при авариях страдает в большей степени грудной (средний) отдел позвоночника, нежели шея. Это можно объяснить на примере деревянного прутка — он сломается в центре наибольшего сгиба, т.е. в середине. Мотоциклетная защита шеи, разработанная чтобы специально защитить семь шейных позвонков. Таким образом, статистическое большинство травм спинного мозга в мотоциклетных авариях ошейник просто не в состоянии предотвратить.

Но с другой стороны, некоторые врачи экстренной помощи отдают преимущество не центральному отделу позвоночника — как потенциально опасному участку, а именно шеи — как наиболее уязвимому. В доказательство тому, они приводят принцип рычага, которым может выступать голова мотоциклиста.

В защиту этого высказывался и гоночный врач Джон Боднар: «Травмы позвоночника — это серьёзное беспокойство для всех мотоциклистов, и не только профессиональных мотокроссменов. В нашем центре Asterisk Mobile Medical Center Мы собираем статистику только последние несколько лет. Этого безусловно недостаточно для адекватных выводов. К тому же, относительно всех травм — повреждения позвоночника относительно редки. За время использования защиты шеи мотоциклиста, мы наблюдает тенденцию к уменьшению подобных травм, а также грудины и ключицы».

падение в мотокроссе

Функции защиты шеи мотоциклиста

Первоочередная задача «ошейника» — это перенаправление избыточной энергии, которая воздействует не только на шейные отделы позвоночника, но и на другие участки тела. Во-вторых, защита шеи ограничивает максимальные углы наклона головы, когда травма спинного мозга ещё не произошла, а гонщик находит ещё в процессе падения. Хорошая защита шеи мотоциклиста должна иметь возможность замедлить движение головы контролируемым образом и, при воздействии экстремальной нагрузки, сломаться, чтобы предотвратить серьезные повреждения гонщика. Реальные виды нагрузок мы рассмотрим далее.
Нагрузка по оси
Иными словам, это тот неприятный случай, когда основной удар приходится на верхнюю часть головы. Образно: когда мотоциклист вылетает и врезается («втыкается») головой в препятствие. Энергия удара распространяется сверху вниз сокрушая шейный отдел позвоночника. При этой травме, ни топовая защита шеи от Leatt, ни Alpenstars помочь к сожалению не сможет. К тому времени как шлем соприкоснется с ошейником, серьёзные повреждения уже произойдут. Однако защита шеи поможет при дальнейшем распределении энергии удара и ограничит в движении «пострадавший» позвоночник. Поэтому очень важно первоначально сдвинуться с линии удара. Чтобы обеспечить такие катастрофические травмы, гонщику нужно упасть на голову с высоты примерно в один метр.

Гиперэкстензия и гиперфлекция.
Чтобы охарактеризовать такие повреждения, достаточно сказать, что голова мотоциклиста наклоняется под действием удара к телу вперед, назад или в сторону. Говоря научным языком, гиперфлексия — (от анг. hyperflexion)  сгибание кости или конечности выше допустимых пределов, а гиперэкстензия —  это «переразгибание» или  «перерастяжение».

При аварии как правило происходит комбинация нагрузок: осевая и поперечная нагрузки, а также крутящий (изгибающий) момент. Гиперфлексия и гиперэкстензия — это общие механизмы возникновения травмы спинного мозга, в то  время как вращение — очень редкий случай а мотоавариях. Но чистая травма на сгибание без осевого сжатия — очень маловероятна. Кроссовый ошейник малоэффективен в предотвращении травмы компрессионного типа, однако эффективен после того, как шлем дойдет до конструктивной защиты шеи и может предотвратить изгибание, сжатие.

Травмы шеи в мотокроссе
Травмы шеи в мотокроссе

Травма головного мозга

Повреждение: в результате инерционного движения, головной мозг ударяется о стенки черепа.

Зарубежные исследования показывают, что риск повреждения головного мозга увеличивается, когда голова находится в ротации (по отношению к туловищу) во время удара о землю. Поскольку мозг  располагается внутри черепа не жёстко, при резкой остановке  он ударяется о внутренние стенки черепной коробки под действием инерции. Теоретически, если гонщик попадает в аварию, защита шеи может замедлить вращение головы до удара (так что величина общего движения мозга уменьшается). Это может потенциально снизить или предотвратить травму головного мозга. Однако, это не тот вариант, на который стоит рассчитывать — от такой опасности мотоциклетная защита шеи может и не спасти.

Тестирование

Компания Leatt, основанная в 2001 году доктором Крисом Леат проводит свои тесты на манекене Hybrid III 50th, оснащенным «мотоциклетной антропоморфной тестовой шеей». Изначально, эта версия тестового манекена была разработана для испытаний в автомобильных авариях, но благодаря «тестовой шее» она подходит для реконструкции мотоаварий. На манекене расположены 29 сенсоров, которые записывают данные с частотой в 10000 Гц (один параметр в 1/10,000 секунды). На тест, который длится в 1,3 секунды обычно уходит 2 Гб памяти. Голову и шею манекена подвергают тестам на кручение, сжатие, разгибание и т.д., чтобы максимально реалистично отразить все последствия аварии в реальной жизни. Для моделирования ситуаций компания также использует дополнительное специализированное программное обеспечение.

Все данные по изучению доступны в их научной работе, так называемой «white paper» (англоязычной издание доступно по ссылке здесь.)
Другой известный бред мотоэкипировки — Alpinestars, также проводит свои исследования, однако, для широкой общественности они не доступны, данной информации  в сети интернет практически нет.

Мифы об использовании защиты шеи

Многие райдеры обеспокоены тем, что задняя часть кроссового ошейника, которая лежит на спине, способная нанести сильные повреждения вплоть до перелома грудного отдела позвоночника. Как заверяют в компании Leatt — основная задача этого упора — поддержка правильного положения ошейника и перераспределение силы на большую площадь. Однако для того, чтобы не причинить серьёзных увечий, прочность на разлом этой части защиты составляет 300N, т.е. эту деталь можно сломать руками.

Защита шеи мотоциклиста Leatt
Защита шеи мотоциклиста Leatt

Других гонщиков останавливает возможные ограничения в движении головы. Одно из распространенных заблуждений — это вариант «выхода» шлема за пределы ошейники и таким образом увеличении рычага давления. Однако, как демонстрируют исследования мировых брендов — такого быть не может, конструкция создана таким образом, что шлем просто не может прикоснуться к туловищу.

Существуют также «мифы», которые касаются того, что ошейник может проломить грудной отдел. Однако, они безосновательны — грудные мышцы лучше поглощают удар, чем шейный отдел позвоночника. К тому же конструкция ломается при воздействии силы в 300 ньютонов.

Помимо этого,  риск того, что вы сломаете ключицу — минимален. Ключицы способны выдержать большую энергию воздействия по направлению сверху в них, нежели снизу вверх. Тем более, что в спорте в основном эти кости ломаются от удара в плечо. Заблуждение насчет того, что кроссовый ошейник может в аварии перерезать горло — не более чем миф. Реально таких случаев  зафиксировано не было.

Выводы

Стоимость качественной защиты шеи мотоциклиста (кроссового ошейника) на нашем рынке стартует от 300$. Эта немалая цена условлена брендом, качеством, и дорогостоящими исследованиями. На данный момент, это не массовый и не популярный продукт, поэтому стоимость данного девайса у нас довольно высока. Многих сильно подкупают китайские копии известных производителей с доступной ценой в 30-100$, однако за эти деньги мы станем обладателем неизвестного NONAME и кто знает, не навредит ли сея экипировка при несчастном случае?

Собрать статистику по травмам позвоночника в мотоавариях довольно сложно, а тем более сделать однозначные выводы. Поэтому приходится довольствоваться информацией, предоставленной компаниями-изготовителями данной экипировки, а они как никто иной заинтересованы в сбыте своей продукции.

Добавить комментарий